Шарикоподшипник закрытого исполнения
У 2% деталей срублены при разборке головки винтов крепления крышки шарикоподшипника (дефект В). Это является следствием некачественной разборки.
При ремонте эти винты удается удалить. У 3% деталей срезана стяжная шпилька при разборке: разборщик не смог ее отвернуть, например, из-за забитости шлица и срубил зубилом (дефект Б).
Этот дефект является следствием некачественной разборки. При восстановлении детали дефект устраняется. Из этих четырех замеров, выполненных по каждой детали, рассчитывалась средняя величина. Износ вычислялся как разность между максимальной величиной, допустимой по чертежу, и этой средней. Диаметр более допустимого 47,03 мм имеют 5% деталей.
На участке контроля-сортировки этот размер проверяют калибром — непроходной пробкой, по двум осям. Встретилось значительное количество деталей с диаметром, меньшим чертежного на величину до.0,02 мм. Максимальный износ составляет 0,3 мм.
В этом случае отверстие растачивается на токарном станке в специальном приспособлении напроход до диаметра 49+0,06 мм.
Затем на прессе в него запрессовывают стальную втулку, которую затем растачивают до номинального диаметра47+0027 мм. Коэффициент годных без ремонта деталей. составляет 0,5.
В 16 приведены встретившиеся сочетания дефектов. Они объединены в три ремонтных маршрута: I — восстановление отверстия диаметром 10+о,244 мм, включающий в основном слесарные операции, а также изготовление ремонтной втулки; II — вывертывание болта М8 в слесарном отделении; III — восстановление отверстия диаметром 47+0027 мм, включающий в основном токарные операции (расточку, изготовление кольца и окончательную расточку после запрессовки кольца), а также запрессовку кольца на прессе; IV — редко встречающиеся сочетания дефектов.
Приведенные исследования показали необходимость совершенствования, конструкций деталей в направлении повышения их ремонтопригодности (как крышки со стороны привода, так и крышки со стороны контактных колец), а также совершенствование способов восстановления. Это необходимо потому, что постановка указанных ремонтных деталей несколько ослабляет крышку и не всегда обеспечивает необходимую прочность запрессовки.
Шарикоподшипник 180603 закрытого исполнения устанавливается в крышку со стороны привода. В связи с тем что он является дефицитной деталью, состояние подшипников исследовано на большой партии деталей. Причем для исследования состояния подшипников они брались вместе с крышками со стороны привода, о которых рассказано выше.
Замерялись наружный диаметр наружного кольца, внутренний диаметр внутреннего кольца номинального размера 17 мм, от руки проверялся радиальный и осевой люфты, заедание одного кольца относительно другого, наружное состояние проверялось осмотром. У 3% крышек шарикоподшипники вообще отсутствуют. 4% являются явно негодными из-за того, что разбит сепаратор.
В 17 приведены сочетания встретившихся дефектов. Наружный диаметр наружной обоймы не выходит из поля, допустимого более чем на 0,015—0,02 мм. Величины износов определялись по среднему из двух замеров по взаимно перпендикулярным плоскостям. У 20% деталей не обнаружено никаких дефектов. Перед проверкой шарикоподшипники промывают в ванне керосином.
Для проверки используют контрольный прибор М444 (58), позволяющий определять величину радиального зазора («игры») в шариковых радиальных подшипниках с наружным диаметром от 28 до 70 мм. Ниже приводится краткое описание работы на приборе, так как приборы для проверки шарикоподшипников на авторемонтных заводах еще не нашли достаточного применения. Настройка прибора осуществляется по эталонным или образцовым подшипникам, аттестованным измерительной лабораторией.